Panzerkampfwagen II Sd. Kfz. 121

В 1934 году Heereswaffenamt заказал разработку танка весом в 10 тонн и вооружённого 20мм. орудием. В начале 1935 года несколько компаний, включая Krupp, MAN (только шасси), Henschel (только шасси) и Daimler-Benz предложили свои прототипы Landwirtschaftlicher Schlepper 100 / LaS 100 - сельскохозяйственного трактора для оценки их Вермахтом. Krupp первым подготовил прототип, который был увеличенной копией LKA 1 с минимальными конструкторскими изменениями и другим вооружением. Этот прототип не был принят. Было принято решение в окончательном варианте Panzer II использовать шасси MAN и корпус, изготовленный Daimler-Benz. В конце 1935 года первые 10 танков LaS 100 (позже переименованы в Ausf a1) были построены на заводе MAN. Этот танк был больше, чем Panzer I, но по-прежнему строился как лёгкий тренировочный танк, и был взят на вооружение только в связи с задержкой производства более мощных Panzer III иPanzer IV.



Первые варианты Panzer II (Ausf a1/a2/a3/b) были опытными образцами, которые поступили в Вермахт для всесторонних испытаний и тестов, но оставались там до середины 1941 года. Модели Ausf a1/a2/a3 имели двигатель Maybach HL 57 TR, а Ausf b - HL 62 TR. Все 110 танков PzKpfw II Ausf a1/a2/a3/b были произведены в период с конца 1935 по март 1937 года. Их подвеска, в сущности, была модифицированной подвеской танка Panzer I, включающей в себя три составные пары дорожных колёс, соединённых внешней балкой. Первые варианты PzKpfw II (Ausf a1/a2/a3/b) были очень похожими и отличались только модификациями двигателя и охлаждающей системы. В марте 1937 года появился новый вариант - Ausf c, с новой подвеской на 5-ти независимых дорожных колёсах, которая в последствии стала стандартной для Panzer II. Было изготовлено около 2000 Ausf c, которые использовались как тренировочные и боевые танки. Модели Ausf A/B/C были модернизированными и улучшенными версиями Ausf c, и стали основными серийными вариантами Panzer II. В мае 1938 года был выпущен первый PzKpfw II Ausf D/E (Schnellkampfwagen), оснащённый подвеской Famo/Christie. Эксперимент себя не оправдал, и в 1940 году, по причине плохой проходимости, все Ausf D/E были отозваны из действующих частей и переделаны в другие бронемашины, например в Flammpanzer II.Статистика производства Panzer II
Модель
ПериодШасси
PzKpfw II
Ausf a1конец 1935
05/1936
10

75

Ausf a205/1936
02/1939
25
Ausf a305/1936
02/1939
50
Ausf b02-03/1937
25
25
Ausf c
1937
1900
1113
Ausf A1938-401000
Ausf B1938-402000
Ausf C1938-401000
Ausf D1938-4180043
Ausf E1938-41200
Ausf F1940-431400524
Ausf G1/G3/G4 (nA)
(VK 901)
04/1941
02/1942
75
(12 завершённых)
12
Ausf H (nA verst)
(VK 903)
09/19411 прототип-
Ausf J (nA verst)
(VK 1601)
04-12/194222-2522
Leopard (VK 1602)03/1942
01/1943
1 незаконченный
прототип
-
Ausf M (nA verst)
(VK 1301)
08/194244
Ausf L (Luchs) (VK 1303)09/1943
01/1944
104104
C 1940 по 1943 год были разработаны ещё две новых версии Panzer II - Ausf F и G. они представляли собой дальнейшее развитие и модернизацию Ausf C. Panzer II производился различными компаниями: модели Ausf a1/a2/a3/b выпускались на заводах MAN и Daimler-Benz, Ausf c/A/B/C производили MAN, Daimler-Benz, Henschel, Wegmann, Alkett, MIAG и FAMO, Ausf D/E - MAN, Ausf F - FAMO, Ausf G - MAN. Panzer II был вооружён 20мм. орудием KwK 30 L/55 или более новым 20мм. KwK 38 L/55. Все Panzer II, отправлявшиеся в Африку были оборудованы тропической вентиляцией и фильтрами "Tropisсh". Некоторые стандартные Ausf A/B/C оснащались оборудованием для постановки дымовой завесы и использовались вместе сFlammpanzer II в СССР в 1941-42 годах. 
Как и Panzer I, Panzer II получил боевое крещение в Испании (вероятно, в составе 88-го танкового батальона легиона "Кондор"), где выяснилось, что он практически ничего не может противопоставить Советским танкам Т-26, вооружённых 45мм. орудиями. В больших количествах Panzer II использовался в Польской и Французской компаниях, а затем в Северной Африке под командованием Эрвина Роммеля (Ervin Rommel) и совсем немного на начальной стадии операции "Барбаросса" в СССР. Panzer II имел слишком тонкую броню, защищавшую экипаж только от стрелкового оружия. В то же время его 20мм. орудие было слишком слабым, чтобы пробить броню танков союзников. И хотя, как и Panzer I, этот танк так и не стал полноценной боевой машиной, он был главным танком германских бронетанковых частей Вермахта до 1940 года, и дал немецким инженерам нужный опыт для разработки более мощных танков. Как и у других танков, шасси Panzer II стало основой для множества модификаций и различных бронемашин, включая Marder IIи Wespe.Одной из самых интересных модификаций на шасси Panzer II Ausf A/B/C был Marder II (Sd.Kfz.131), вооружённый 50мм. орудием Pak 38 L/60 (в связи с нехваткой 75мм. Pak 40) и шедший под названием 5cm PaK38 L/60 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf). Это была экспериментальная разработка, и в дальнейшем она была модернизирована с учётом возможности установки орудия большего калибра - Серия Marder.
Начиная с декабря 1939 года, был предпринят ряд попыток создать на базе шасси и компонентов Panzer II специализированного боевого разведывательного танка. Было изготовлено несколько прототипов (neue Art verstarkt - новая усиленная модель), таких как VK 901 (Ausf G1/G3/G4), VK 903 (Ausf H), VK 1601 (Ausf J), VK 1301 (Ausf M - улучшенная версия VK 901 и VK 1601). Все модели строились на заводах MAN, но ни одна из версий так и не было запущена в массовое производство, пока программа Panzer II и вовсе не была закрыта. VK 901 (Ausf G) базировался на Ausf D и был разработан для замены Ausf F. Затем на смену Ausf G пришёл более совершенный Ausf H. В январе 1942 года два VK 901 (Ausf G) были модифицированы и вооружены 50мм. орудием Pak 38 L/60 и испытаны в боевой обстановке на Восточном фронте. 30 апреля 1941 года "Panzerprogramm 41" предусматривала изготовление Ausf H в следующих вариантах и количествах: 3500 Gefechtsaufklarungs (усиленно бронированные разведывательные танки, разработанные для использования в тяжёлых боевых условиях), 10950 обычных разведывательных танков, 2003 поста наблюдения. В сентябре 1942 года программа по производству Ausf H была отменена.
Тактико-технические характеристики Panzer II
Ausf A/B/C Sd.Kfz.121Ausf L (Luchs) Sd.Kfz.123
Вес:9500кг11800кг
Экипаж:3 человека4 человека
Двигатель:Maybach HL 62 TRM
6 цилиндров
140л.с.
Maybach HL 66 P
6 цилиндров
180л.с.
Скорость:40км/ч60км/ч
Дальность:Дорога: 200км
Бездорожье: 125км
Дорога: 290км
Бездорожье: 175км
Запас топлива:170 литров235 литров
Длина:4.81м4.63м
Ширина:2.28м2.48м
Высота:2.02м2.21м
Вооружение:20мм KwK 30 или 38 L/55
1 x 7.92мм. MG34
20мм KwK 38 L/55
1 x 7.92мм. MG34
Боезапас:20мм - 180 выстрелов
7,92мм - 3525 выстрелов
20мм - 320 выстрелов
7,92мм - 2280 выстрелов
Броня:5-14,5мм10-30мм

Проникновение броневых плит при наклоне 30 градусов от вертикали
Бронебойный
снаряд:
100m500m1000m1500m2000m
Panzergranate 3920мм14мм9мм0мм0мм
Panzergranate 4049мм20мм0мм0мм0мм
Pzgr.39 - подкалиберный бронебойный снаряд
Pzgr.40 - бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником
 Тем не менее, в процессе дальнейшего совершенствования конструкции, новые варианты Ausf J (VK 1601) и Ausf H (VK 903) продолжали выпускаться. В 1943 году семь танков Ausf J (VK 1601) были направлены в 12-ую танковую дивизию на Восточный фронт, где в 1944 году один из них был переделан в восстановительную машину Bergepanzer II Ausf J. Позже, в 1944-45 году эта же машина была приписана к роте Panzer Werkstatt в 116-ой танковой дивизии. Все эти варианты, в конечном счёте, привели к появлению VK 1303 - Panzerspahwagen II Ausf L Luchs. В 1942 году Skoda попыталась создать конкурентный VK 1303 прототип T-15 (Panzerspahwagen II Ausf Skoda), её разработка не была принята Германским Верховным Командованием. Также, было отказано прототипу VK 1602 Leopard (на базе VK 1601 - Ausf J), который разрабатывался как замена Luchs. Leopard рассматривался как разведывательный танк для действий в тяжёлой боевой обстановке.
Krupp также работал над проектом, в основе которого лежало использование шасси и компонентов Panzer II - Waffentrager, танк со съёмным (заменяемым) вооружением, вооружённый 105мм. гаубицей leFH. В начале 1943 года Rheinmetall-Borsig, во время испытаний своего прототипа с жёстко закреплённым вооружением, установил на шасси Panzer II трофейное Советское 150мм. орудие (1938г.). Много прототипов было построено, некоторые из них были направлены на боевые испытания в действующие части. Другие были переделаны в машины разного назначения, такие, например, как восстановительные машины, остальные продолжали испытываться на полигонах. Большое количество Panzer II было изготовлено и усилено. Были экземпляры, вооружённые 37мм. трофейными Французскими орудиями Sa38. Некоторые Panzer II всё ещё использовались во время высадки союзников в Нормандии и даже в 1945 году, но большинство их, всё же, было списано из действующих частей в 1942 году. Panzer II также использовались союзниками Германии: Словакией, Болгарией, Румынией и Венгрией. А после войны несколько Panzer II использовались армией Ливана (вероятно из Румынии). В целом, Panzerkampfwagen II был следующей ступенью, после Panzer I, в разработке более мощных танков, а с другой стороны стал эффективным лёгким разведывательным танком.Вариации на тему Panzerkampfwagen IIMarder II (Sd. Kfz. 132)Marder II (Sd. Kfz. 131)Wespe (Sd. Kfz. 124) - 105мм. лёгкая полевая самоходная гаубицаSturmpanzer II Bison - 150мм. sIG 33 самоходное орудиеBeobachtungswagen II Ausf C - почтовая/командирская бронемашинаMunitionsschlepper II - войсковой тягачPzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd. Kfz. 122) (Ausf D/E) - огнемётный танкBrueckenleger auf PzKpfw II Ausf b - лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)PanzerSpahwagen II Ausf L Luchs - разведывательный танкSchwimm Panzer II Ausf. A-C (20мм. орудие) - танк-амфибияBergepanzer II Ausf D/E - восстановительная машинаLadungsleger II - перевозчик подрывных зарядовPanzer Beobachtungswagen II - танк-наводчик артиллерииPioner-Kampfwagen II - инженерный танкPzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50мм орудием Pak 38 L/60Feuerleitpanzer II - танк-корректор огняPanzerspahwagen II Ausf L Luchs - Sd.Kfz.123 (VK 1303)Этот лёгкий разведывательный танк выпускался компаниями MAN и Henshel в период с сентября 1943 по январь 1944 года. Было выпущено 104 машины. Luchs участвовал в боях на Восточном и Западном фронтах в составе Panzer Aufklarungs Abteilungen (разведывательных бронетанковых подразделений), в составе танковых дивизий Вермахта (таких как 4-ая танковая дивизия на Восточном фронте) и в составе Waffen SS. На переднюю часть корпуса танков, отправленных на Восточный фронт, устанавливались дополнительные броневые плиты.
Небольшое количество Luchs были оборудованы радиостанциями и антеннами, и использовались как разведывательно-коммуникационные танки. Последние варианты Luchs (Luchs 5sm) предусматривали установку 50мм. орудия KwK 39 L/60 (VK 1602 Leopard), но в серийном производстве были только модели с 20мм. орудиями Kwk 38 L/55. Также имеется информация, что 31 Luchs имели открытые башни, были вооружены 50мм. орудиями и начали поступать на фронт в 1943 году. Планировалось также производить на базе Luchs восстановительные машины (Bergepanzer Luchs), но они так никогда и не были реализованы. Параллельно с Bergepanzer Luchs планировалась модель Flakpanzer Luchs, основанная на удлинённом шасси, вооружённая 37мм. зенитным орудием Flak. Этот проект также так и не был реализован. Сегодня Luchs можно увидеть в музее бронетанковой техники в Кубинке (недалеко от Москвы) и в Англии, в Bovington Tank Museum, Bovington, Dorset.

Комментариев нет:

Отправить комментарий