В 1934 году Heereswaffenamt заказал разработку танка весом в 10 тонн и вооружённого 20мм. орудием. В начале 1935 года несколько компаний, включая Krupp, MAN (только шасси), Henschel (только шасси) и Daimler-Benz предложили свои прототипы Landwirtschaftlicher Schlepper 100 / LaS 100 - сельскохозяйственного трактора для оценки их Вермахтом. Krupp первым подготовил прототип, который был увеличенной копией LKA 1 с минимальными конструкторскими изменениями и другим вооружением. Этот прототип не был принят. Было принято решение в окончательном варианте Panzer II использовать шасси MAN и корпус, изготовленный Daimler-Benz. В конце 1935 года первые 10 танков LaS 100 (позже переименованы в Ausf a1) были построены на заводе MAN. Этот танк был больше, чем Panzer I, но по-прежнему строился как лёгкий тренировочный танк, и был взят на вооружение только в связи с задержкой производства более мощных Panzer III иPanzer IV.
Первые варианты Panzer II (Ausf a1/a2/a3/b) были опытными образцами, которые поступили в Вермахт для всесторонних испытаний и тестов, но оставались там до середины 1941 года. Модели Ausf a1/a2/a3 имели двигатель Maybach HL 57 TR, а Ausf b - HL 62 TR. Все 110 танков PzKpfw II Ausf a1/a2/a3/b были произведены в период с конца 1935 по март 1937 года. Их подвеска, в сущности, была модифицированной подвеской танка Panzer I, включающей в себя три составные пары дорожных колёс, соединённых внешней балкой. Первые варианты PzKpfw II (Ausf a1/a2/a3/b) были очень похожими и отличались только модификациями двигателя и охлаждающей системы. В марте 1937 года появился новый вариант - Ausf c, с новой подвеской на 5-ти независимых дорожных колёсах, которая в последствии стала стандартной для Panzer II. Было изготовлено около 2000 Ausf c, которые использовались как тренировочные и боевые танки. Модели Ausf A/B/C были модернизированными и улучшенными версиями Ausf c, и стали основными серийными вариантами Panzer II. В мае 1938 года был выпущен первый PzKpfw II Ausf D/E (Schnellkampfwagen), оснащённый подвеской Famo/Christie. Эксперимент себя не оправдал, и в 1940 году, по причине плохой проходимости, все Ausf D/E были отозваны из действующих частей и переделаны в другие бронемашины, например в Flammpanzer II.Статистика производства Panzer II
| |||||||
Ausf a1 | конец 1935 05/1936 |
10
| |||||
Ausf a2 | 05/1936 02/1939 |
25
| |||||
Ausf a3 | 05/1936 02/1939 |
50
| |||||
Ausf b | 02-03/1937 |
25
|
25
| ||||
Ausf c |
1937
|
1900
|
1113
| ||||
Ausf A | 1938-40 | 1000 | |||||
Ausf B | 1938-40 | 2000 | |||||
Ausf C | 1938-40 | 1000 | |||||
Ausf D | 1938-41 | 800 | 43 | ||||
Ausf E | 1938-41 | 200 | |||||
Ausf F | 1940-43 | 1400 | 524 | ||||
Ausf G1/G3/G4 (nA) (VK 901) | 04/1941 02/1942 | 75 (12 завершённых) | 12 | ||||
Ausf H (nA verst) (VK 903) | 09/1941 | 1 прототип | - | ||||
Ausf J (nA verst) (VK 1601) | 04-12/1942 | 22-25 | 22 | ||||
Leopard (VK 1602) | 03/1942 01/1943 | 1 незаконченный прототип | - | ||||
Ausf M (nA verst) (VK 1301) | 08/1942 | 4 | 4 | ||||
Ausf L (Luchs) (VK 1303) | 09/1943 01/1944 | 104 | 104 | ||||
Как и Panzer I, Panzer II получил боевое крещение в Испании (вероятно, в составе 88-го танкового батальона легиона "Кондор"), где выяснилось, что он практически ничего не может противопоставить Советским танкам Т-26, вооружённых 45мм. орудиями. В больших количествах Panzer II использовался в Польской и Французской компаниях, а затем в Северной Африке под командованием Эрвина Роммеля (Ervin Rommel) и совсем немного на начальной стадии операции "Барбаросса" в СССР. Panzer II имел слишком тонкую броню, защищавшую экипаж только от стрелкового оружия. В то же время его 20мм. орудие было слишком слабым, чтобы пробить броню танков союзников. И хотя, как и Panzer I, этот танк так и не стал полноценной боевой машиной, он был главным танком германских бронетанковых частей Вермахта до 1940 года, и дал немецким инженерам нужный опыт для разработки более мощных танков. Как и у других танков, шасси Panzer II стало основой для множества модификаций и различных бронемашин, включая Marder IIи Wespe.Одной из самых интересных модификаций на шасси Panzer II Ausf A/B/C был Marder II (Sd.Kfz.131), вооружённый 50мм. орудием Pak 38 L/60 (в связи с нехваткой 75мм. Pak 40) и шедший под названием 5cm PaK38 L/60 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf). Это была экспериментальная разработка, и в дальнейшем она была модернизирована с учётом возможности установки орудия большего калибра - Серия Marder. Начиная с декабря 1939 года, был предпринят ряд попыток создать на базе шасси и компонентов Panzer II специализированного боевого разведывательного танка. Было изготовлено несколько прототипов (neue Art verstarkt - новая усиленная модель), таких как VK 901 (Ausf G1/G3/G4), VK 903 (Ausf H), VK 1601 (Ausf J), VK 1301 (Ausf M - улучшенная версия VK 901 и VK 1601). Все модели строились на заводах MAN, но ни одна из версий так и не было запущена в массовое производство, пока программа Panzer II и вовсе не была закрыта. VK 901 (Ausf G) базировался на Ausf D и был разработан для замены Ausf F. Затем на смену Ausf G пришёл более совершенный Ausf H. В январе 1942 года два VK 901 (Ausf G) были модифицированы и вооружены 50мм. орудием Pak 38 L/60 и испытаны в боевой обстановке на Восточном фронте. 30 апреля 1941 года "Panzerprogramm 41" предусматривала изготовление Ausf H в следующих вариантах и количествах: 3500 Gefechtsaufklarungs (усиленно бронированные разведывательные танки, разработанные для использования в тяжёлых боевых условиях), 10950 обычных разведывательных танков, 2003 поста наблюдения. В сентябре 1942 года программа по производству Ausf H была отменена.
Тактико-технические характеристики Panzer II
| ||
Ausf A/B/C Sd.Kfz.121 | Ausf L (Luchs) Sd.Kfz.123 | |
Вес: | 9500кг | 11800кг |
Экипаж: | 3 человека | 4 человека |
Двигатель: | Maybach HL 62 TRM 6 цилиндров 140л.с. | Maybach HL 66 P 6 цилиндров 180л.с. |
Скорость: | 40км/ч | 60км/ч |
Дальность: | Дорога: 200км Бездорожье: 125км | Дорога: 290км Бездорожье: 175км |
Запас топлива: | 170 литров | 235 литров |
Длина: | 4.81м | 4.63м |
Ширина: | 2.28м | 2.48м |
Высота: | 2.02м | 2.21м |
Вооружение: | 20мм KwK 30 или 38 L/55 1 x 7.92мм. MG34 | 20мм KwK 38 L/55 1 x 7.92мм. MG34 |
Боезапас: | 20мм - 180 выстрелов 7,92мм - 3525 выстрелов | 20мм - 320 выстрелов 7,92мм - 2280 выстрелов |
Броня: | 5-14,5мм | 10-30мм |
Проникновение броневых плит при наклоне 30 градусов от вертикали
| |||||
Бронебойный снаряд: | 100m | 500m | 1000m | 1500m | 2000m |
Panzergranate 39 | 20мм | 14мм | 9мм | 0мм | 0мм |
Panzergranate 40 | 49мм | 20мм | 0мм | 0мм | 0мм |
Pzgr.39 - подкалиберный бронебойный снаряд | |||||
Pzgr.40 - бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником |
Krupp также работал над проектом, в основе которого лежало использование шасси и компонентов Panzer II - Waffentrager, танк со съёмным (заменяемым) вооружением, вооружённый 105мм. гаубицей leFH. В начале 1943 года Rheinmetall-Borsig, во время испытаний своего прототипа с жёстко закреплённым вооружением, установил на шасси Panzer II трофейное Советское 150мм. орудие (1938г.). Много прототипов было построено, некоторые из них были направлены на боевые испытания в действующие части. Другие были переделаны в машины разного назначения, такие, например, как восстановительные машины, остальные продолжали испытываться на полигонах. Большое количество Panzer II было изготовлено и усилено. Были экземпляры, вооружённые 37мм. трофейными Французскими орудиями Sa38. Некоторые Panzer II всё ещё использовались во время высадки союзников в Нормандии и даже в 1945 году, но большинство их, всё же, было списано из действующих частей в 1942 году. Panzer II также использовались союзниками Германии: Словакией, Болгарией, Румынией и Венгрией. А после войны несколько Panzer II использовались армией Ливана (вероятно из Румынии). В целом, Panzerkampfwagen II был следующей ступенью, после Panzer I, в разработке более мощных танков, а с другой стороны стал эффективным лёгким разведывательным танком.Вариации на тему Panzerkampfwagen IIMarder II (Sd. Kfz. 132)Marder II (Sd. Kfz. 131)Wespe (Sd. Kfz. 124) - 105мм. лёгкая полевая самоходная гаубицаSturmpanzer II Bison - 150мм. sIG 33 самоходное орудиеBeobachtungswagen II Ausf C - почтовая/командирская бронемашинаMunitionsschlepper II - войсковой тягачPzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd. Kfz. 122) (Ausf D/E) - огнемётный танкBrueckenleger auf PzKpfw II Ausf b - лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)PanzerSpahwagen II Ausf L Luchs - разведывательный танкSchwimm Panzer II Ausf. A-C (20мм. орудие) - танк-амфибияBergepanzer II Ausf D/E - восстановительная машинаLadungsleger II - перевозчик подрывных зарядовPanzer Beobachtungswagen II - танк-наводчик артиллерииPioner-Kampfwagen II - инженерный танкPzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50мм орудием Pak 38 L/60Feuerleitpanzer II - танк-корректор огняPanzerspahwagen II Ausf L Luchs - Sd.Kfz.123 (VK 1303)Этот лёгкий разведывательный танк выпускался компаниями MAN и Henshel в период с сентября 1943 по январь 1944 года. Было выпущено 104 машины. Luchs участвовал в боях на Восточном и Западном фронтах в составе Panzer Aufklarungs Abteilungen (разведывательных бронетанковых подразделений), в составе танковых дивизий Вермахта (таких как 4-ая танковая дивизия на Восточном фронте) и в составе Waffen SS. На переднюю часть корпуса танков, отправленных на Восточный фронт, устанавливались дополнительные броневые плиты. Небольшое количество Luchs были оборудованы радиостанциями и антеннами, и использовались как разведывательно-коммуникационные танки. Последние варианты Luchs (Luchs 5sm) предусматривали установку 50мм. орудия KwK 39 L/60 (VK 1602 Leopard), но в серийном производстве были только модели с 20мм. орудиями Kwk 38 L/55. Также имеется информация, что 31 Luchs имели открытые башни, были вооружены 50мм. орудиями и начали поступать на фронт в 1943 году. Планировалось также производить на базе Luchs восстановительные машины (Bergepanzer Luchs), но они так никогда и не были реализованы. Параллельно с Bergepanzer Luchs планировалась модель Flakpanzer Luchs, основанная на удлинённом шасси, вооружённая 37мм. зенитным орудием Flak. Этот проект также так и не был реализован. Сегодня Luchs можно увидеть в музее бронетанковой техники в Кубинке (недалеко от Москвы) и в Англии, в Bovington Tank Museum, Bovington, Dorset.
Комментариев нет:
Отправить комментарий